Такой раскол привел к довольно серьезным последствиям в протестантизме и вылился в Тридцатилетнюю войну (1618 – 1648). Христианская церковь | Дух формализма в христианстве V века
Христианская церковь | Дух формализма в христианстве V века

В четвертом веке вокруг личности Христа, который является единственным путем спасения, начал насаждаться целый лес человеческих обрядов и преданий. К пятому веку это стал уже довольно дремучий лес. То есть, вокруг личности Христа с четвертого века стала плестись живописная гирлянда из ярких цветов (обрядов), и для большого количества христиан эта гирлянда стала дороже самого Того, вокруг Кого была она сплетена. В начале пятого века эта гирлянда стала настолько яркой, что много язычников, залюбовавшись ею, легко оставляли языческие храмы, где обряды, в сравнении с христианскими, были уже менее яркие.

Такие отклонения в христианстве возбуждали недовольство тех, кто видел, что христианская церковь начинает отходить от первохристианства. Начали появляться маленькие группы христиан, отходившие от официальной церкви, которые обвиняли ее в идолопоклонстве. Однако, борясь с этой крайностью, они впадали в другую и заблуждались в некоторых других вопросах, отталкивая этим от себя.

Разумеется, и в отошедшей от первохристианства церкви, также были искренние верующие. Нельзя считать их виной то, что они понимали неверно некоторые духовные вопросы. Они понимали их так, как внушали им с детства или наставляли церковные пастыри. Однако, если они любили Христа искренне, если Он, а не созданное вокруг Него, для них был дорог, то они, конечно, являются членами вселенской Христовой Церкви, даже несмотря на определенные свои неверные понимания некоторых вопросов. В те времена еще не было книгопечатания. Рукописная Библия была редкостью и стоила очень дорого, поэтому была лишь у немногих христиан.

К пятому веку весьма распространенным стало монашество. Оно было протестом против объединения христианской церкви и языческого мира. Эти люди, видя оязычивание христианства, стали уединяться, чтобы спасать свои души. Они, борясь с одной крайностью, впадали в другую. И вместо того, чтобы светом Христовым светить каждый день окружающим, они уходили от людей. Некоторые из монахов не могли долго пребывать в уединении и шли опять к людям, чтобы возвещать о Христе распятом и воскресшем.



Сайт благодарит за помощь: