У истоков христианства: Византия. Язычество и христианство

В империи ромеев христианство в IV в. было признано государственной религией, тем не менее, число его приверженцев в то время было немногочисленно. По сути, Византия оставалась полуязыческой страной, на территории которой оставалось немало и тайных, и явных поклонников язычества. Отправления языческих домашних обрядов не были запрещены до конца V века. Правящая элита в то время вообще была равнодушна к религии и увлекалась философией античности. В сельской среде поклонение покровителю земледельцев Дионису продолжало существовать до XII века.

Однако значение христианства в общественном сознании в Византии неуклонно росло, и далеко не всегда этот процесс был мирным. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапеум, уничтожена знаменитая библиотека, запрещены Олимпийские игры. Языческие храмы закрывались, а их имущество отписывалось в государственную казну.

Но постепенно менялось и сознание, язычество уходило в прошлое, и на смену ему приходила новая нравственность, направленная более к внутреннему миру человека, обретение надежды на спасение и божественной сущности.

Победа христианства в сознании не означала, однако, что все наследие античной культуры ушло в прошлое. К знаниям античной философии в Византии сохранялось глубокое уважение, и решающая роль в этом принадлежала идее преемственности Византии с греко-римским миром.

Исчезали языческие верования, но оставались жить традиции античной философии и литературы.



Сайт благодарит за помощь: