Сложность вопроса о происхождении христианства
Мы точно не знаем, где и когда появилось христианство. Это также относится и ко всем другим религиям. Взять в пример, такие религии, как ислам, буддизм или христианство, - историк, который пытается восстановить истинную картину их возникновения, находится в очень сложном положении. Религия всегда появлялась как стихийное бедствие, корни которого глубоко скрыты в психологии определенной эпохи. Очень незначительна здесь роль отдельной личности. Каждая религия рождается в атмосфере напряжения, которая еще до появления определенного учения считалась религиозной. Это – атмосфера недовольства окружающим миром, осознание слабости человека и невозможности для изменения условий жизни. Это – вера в сверхчеловеческую силу, которая помогает человеку. Это – страстное ожидание, атмосфера чудес, легенд и знамений, которые родились неизвестно откуда. В этой обстановке всякий факт мгновенно окутывается покровом мифа. Крайне сложно достать его из-под этого покрова тайны, почти невозможно.

Задачи историка еще сложны тем, что он имеет дело с более поздними источниками, чем религиозное явление, которое он изучает, источниками, которые утверждают уже сложившуюся религию. Такие источники излагают свой мифологический материал уже в отработанном виде. Т.к. их составляют лица, которые заинтересованы в распространении новой религии, то они подбирают материал, придумывают одни факты, скрывают другие, - это все для того, чтобы представить новую религию в самом благоприятном свете и поразить воображение верующих.

Если обратиться к содержанию евангелий, то сразу заметно, что они имеют чисто мифологический характер. Основной сюжет евангелий – история о жизни, смерти и воскресении Христа из Назарета – миф, схожий с мифами восточных религий. Все в этой истории, начиная с рождения Христа и заканчивая его воскресением и восшествием на небеса, является плодом религии, не имеющего никакого отношения к реальности. К тому же в событиях между евангелиями существуют большие расхождения, что исключает возможность, даже в рамках евангелий, дать свободную историю появления христианства.

Те же самые христианские элементы, мы найдем и в той литературе, которая не вошла в список книг, которые признавала церковь. Такие произведения, как «Пастырь» и «Учение двенадцати апостолов» и др., дают нам некоторый материал для суждении о идеологии христианства, о составе общин христианства, но не облегчает поиски путей истории о появлении новой религии.





Сайт благодарит за помощь: